Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта


10.07.2019

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОВЗ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ ДЯТЬКОВСКОГО РАЙОНА ОТДЕЛЕНИЯ РЕАБИЛИТАЦИИ

Технология определяет 3 этапа сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Этапы различаются задачами, содержанием, организационными формами и видами работы, конечными результатами.

I этап. Знакомство с семьей.

Цель: составление характеристики социальных условий жизни ребенка с ОВЗ

Задачи: собрать информацию о семье и ребенке, необходимую для дальнейшего сопровождения.

Последовательность реализации:

Выделение семьи из информационного банка данных, паспорта социокультурной среды населенного пункта – посещение семьи – интервью (беседа) – оформление полученной информации.

Содержание работы.

- знакомство с историей семьи и ребенка;

- уточнение статуса ребенка (инвалидность, наличие обучения, форма и программа обучения и т.д.);

- определение психологических (психолого-педагогическая компетентность родителей) и социальных факторов риска (состав и структура семьи, жилищные и материальные условия); оформление социального паспорта семьи (см. приложение);

- определение отношения каждого из родителей к ребенку, их ожиданий (обучение, социализация, интеграция, проживание и уход в семье в течение всей жизни, выход из семьи в интернатное учреждение в более старшем возрасте, неопределенность);

- определение уровня мотивации сотрудничества с социально-педагогической и другими службами сопровождения (высокий – адекватное восприятие состояния ребенка, понимание важности и необходимости сотрудничества с социально-педагогической службой, проявление инициативы в сотрудничестве, применение рекомендаций, желание обучать; средний – адекватное восприятие состояния ребенка, отсутствие отрицания необходимости взаимодействия со специалистами, тем не менее, наблюдается минимальные затраты усилий (занятость, отсутствие желания, избегание работы над проблемой ребенка); низкий – отсутствие адекватной оценки родителями состояния ребенка, пассивная внутренняя позиция в сотрудничестве, непонимание необходимости коррекционной работы по социализации, интеграции ребенка в общество);

- оформление социального паспорта семьи.

II этап. Формирование запроса о необходимости и объеме психолого-педагогической и социальной поддержки семьи ребенка с ОВЗ специалистами ПМП-сопровождения, социального обеспечения регионального, муниципального уровня

Цель: определение стратегии и тактики работы с семьей на дальнейших этапах обслуживания, их реализация.

Задачи:

- уточнение запроса родителей (желание обучать, определение статуса (оформление инвалидности), консультирование медицинскими специалистами по вопросам диагностирования и лечения ребенка, педагогическими специалистами по вопросам воспитания в семье, социализации, будущей интеграции, санаторно-курортного лечения, обеспечения техническими средствами для детей-инвалидов; включение в досуговые мероприятия со сверстниками (родителей, детей, родителей вместе с детьми), необходимость общения с семьями, имеющими детей со сходными состояниями и др.).

- реализация запроса семьи через организацию взаимодействия семьи со службами медико-психолого-педагогического консультирования, социальной защиты населения, педагогов ОУ и родительской общественности, клубных работников и др.

- организация деятельности, контактов по эмоциональной поддержке родителей /мамы/ членов семьи.

Последовательность реализации

анализ полученной на I этапе информации – планирование работы с семьей, определение видов работы (информативная, посредническая, социально-педагогическая (включение семьи в досуговые мероприятия), контрольная) – определение участников взаимодействия в сопровождении семьи (медицинские, педагогические, социальные службы) – реализация плана работы с семьей.

Содержание работы

- информирование родителей о возможностях консультирования ребенка специалистами медико-психолого-педагогического сопровождения (адреса и телефоны, время работы служб и специалистов);

- поиск возможности консультирования членов семьи /мамы/ отца психологом, психотерапевтом с целью стабилизации семейных отношений, отношения членов семьи к ребенку и его будущему (с учетом уровня мотивации к сотрудничеству);

- поиск способов вовлечения семьи и ребенка в массовые досуговые мероприятия с детьми и родителями;

- организация обучения родителей психологом, логопедом, дефектологом по вопросам семейного воспитания ребенка с ОВЗ через специалистов консультпунктов при специальных (коррекционных) ОУ I – VIII вида;

- поиск возможности взаимодействия семьи со службами здравоохранения и социальной защиты населения с целью реализации медицинского консультирования и обеспечения техническими средствами (для инвалидов);

- организация работы с социумом по формированию толерантного, терпимого отношения к ребенку с ОВЗ и его семье (через привлечение семьи в массовые досуговые мероприятия, организацию информирования общественности о причинах инвалидности ребенка, возможностях его реабилитации).

- формирование запроса семьи на более высокий уровень ПМП-консультирования и сопровождения, включения в работу по социализации ребенка; у ребенка с низкими реабилитационными возможностями положительный результат достигается преимущественно социальной помощью.

- оформление действий и результатов в социальном паспорте семьи.

III этап контрольный

Цель: контроль за взаимодействием семьи со службами сопровождения по реализации психолого-медико-педагогических рекомендаций специалистов сопровождения.

Задачи

- динамическая оценка уровня социализации ребенка и семьи, при положительном результате поиск новых возможностей реабилитации и развития их личностного и социального статуса;

- поиск возможностей группового общения родителей, имеющих детей с ОВЗ, а также их консультирования.

- текущее информирование семьи по вопросам реабилитационных услуг различных служб сопровождения.

Содержание работы

- связь (почтовая, телефонная, через интернет) со специалистами, консультирующими или сопровождающими семью, с целью получения информации о ребенке, об изменениях в его развитии, а также о новых реабилитационных возможностях и др.

- при стабильном невыполнении семьей рекомендаций специалистов медико-психолого-педагогического консультирования обращение в органы опеки и попечительства с информацией о данной проблеме (форму обращения см. в приложении);

- фиксирование в социальном паспорте семьи результатов реабилитационной работы;

- поиск возможностей создания клуба семей, воспитывающих детей с ОВЗ и формирования и реализации коллективных запросов.

При оценке работы социального педагога отчетом может служить пакет документов (социальный паспорт семьи, письма, ответы официальных органов, копии заключения служб медико-психолого-педагогического сопровождения с рекомендациями и др.), полученных в ходе работы по социальной адаптации семьи.

 

Санникова Г.С., социальный педагог «Центра социальной помощи семье и детям Дятьковского района отделения реабилитации.