Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта


12.02.2018

Реабилитация детей-инвалидов на занятиях АФК

Реабилитация детей-инвалидов представляет собой систему мероприятий, которые направлены на устранение ограничений жизнедеятельности или на как можно более полную их компенсацию.

Учитывая личный опыт работы с детьми с ограниченными возможностями могу смело утверждать, что реабилитация должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения максимального восстановления или компенсации нарушенных функций.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид физической культуры человека с отклонениями в состоянии здоровья (инвалида).

В сфере АФК физическая реабилитация осуществляется средствами лечебной физической культуры (ЛФК), являющейся частью комплексной медицинской реабилитации и выполняющей главную терапевтическую функцию – лечение движением. К ним относятся физические упражнения, природные и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. Использование естественных факторов природы - солнца, воздуха и воды повышает эффективность физических упражнений и способствует закаливанию организма.

Формы организации занятий АФК разнообразны. Они могут быть систематическими (уроки физической культуры, утренняя гимнастика), индивидуальными, массовыми, соревновательными, игровыми . Одни формы занятий организуются и проводятся специалистами адаптивной физической культуры, другие — общественными и государственными организациями, третьи — родителями детей-инвалидов, волонтерами, студентами, четвертые — самостоятельно.

Занятия с ребёнком можно проводить не только в специализированных центрах, но и дома. Для этого родители должны посоветоваться с врачом и педагогом. Индивидуальная программа реабилитации составляется с учётом специфики заболевания и уровня развития.

Для достижения наилучшего результата в процессе реабилитации на занятиях используются:

- мелкий и крупный инвентарь с разной фактурой;

- звуковые, световые, знаковые и вибрационные сигналы, звуковые сигналы музыкальных инструментов;

- тренажеры для коррекции точности движений, регулирования мышечного восприятия, силы и скорости сокращения мышц, положения тела в пространстве;

- массаж.

Используя всё выше перечисленное на занятиях АФК позволяют:

- укреплять и развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать рост костей, укреплять суставы и связки, повышать силу, тонус и эластичность мышц;

- улучшать крово- и лимфообращение, обмен веществ;

- благоприятно влиять на центральную нервную систему (ЦНС), повышать работоспособность коры головного мозга и устойчивость к сильным раздражителям;

- улучшать аналитическую деятельность ЦНС, функции сенсорных систем, взаимодействие двух сигнальных систем и др.

Из всего выше изложенного следует вывод о том, что адаптивная физкультура формирует:

- осознанное отношение к своим силам;

- способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

- компенсаторные навыки, т. е. позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

- способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

- потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

- осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

- желание улучшать свои личностные качества;

- стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Таким образом, главная цель реабилитации детей-инвалидов как в специальных учреждениях, так и дома, заключается в улучшении качества их жизни и создании условий для равных возможностей с другими членами социума. Это способствует их интеграции в общество и создает фундамент для дальнейшей независимой жизни.

Инструктор-методист по АФК : Малаева А.В.